«Научно-практические конференции и другие
образовательные и просветительские мероприятия РАЧ»

Итоги: Академия читательского мастерства - 2021

Об итогах Академии читательского мастерства (17 апреля 2021 г.)

17 апреля 2021 г. состоялась очередная сессия «Академии читательского мастерства» – одного из программных проектов Русской ассоциации чтения по продвижению чтения и науки о чтении. На этот раз в качестве основного вопроса была заявлена тема «Измерение чтения с листа и с экрана: теории, методики, практики». Организаторами Академии выступили Русская ассоциация чтения и Научный Совет по проблемам чтения РАО.

В разных форматах АЧМ приняли участие педагоги, психологи, методисты, библиотекари, другие представители профессионального сообщества из Москвы, Санкт-Петербурга, Зеленограда, Калуги, Новороссийска, Перми, Челябинска (35 человек).

С программным докладом на секции «Квалиметрия и квалитология чтения» выступили ученые, стоявшие у истоков создания данного направления в читателеведении, – д-р пед. наук В.А. Бородина и канд. техн. наук С.М. Бородин (под квалитологией они понимают науку о качестве, а под квалиметрией – научную дисциплину, изучающую измерение качества, в данном случае качества чтения). В последующих докладах были рассмотрены такие важные проблемы, как особенности чтения с экрана в целом и в подростковой среде (канд. филол. наук Н.А. Борисенко), социологические исследования чтения детей и подростков, проведенные в последнее десятилетие (канд. пед. наук В.П. Чудинова), стратегии чтения как индикатор измерения читательской компетенции (канд. филол. наук М.Ю. Лебедева), значение антропологического поворота в образовании (канд. пед. наук Е.С. Романичева). Проблемы чтения на иностранном языке были подняты в докладах президента РАЧ, канд. психол. наук Н.Н. Сметанниковой (вопросы читательской грамотности на родном и иностранном языках) и канд. пед. наук И.А. Мазаевой (квалиметрия описаний образовательных результатов на материалах европейских дескрипторов владения иностранными языками).

Ярким событием Академии читательского мастерства стала лекция д-ра биол. наук М.М. Безруких «Психофизиологические основы формирования навыка чтения, или Почему дети “не любят” читать?». В лекции рассматривались такие проблемы, как уровни формирования навыка чтения, время созревания базовых познавательных функций, необходимых для формирования навыка (не ранее 5 лет), причины трудностей в обучении чтению и др. Мессенджем доклада стала мысль о том, что торопиться с обучением детей чтению нельзя, что ребенок должен быть к этому готов.

В ходе Академии был анонсирован приоритетный проект РАЧ 2021 г. «Миллион страниц» (докладчик – И.Б. Тюгаева), подробные результаты которого будут представлены на осенней сессии Академии.

В завершение был проведен круглый стол «Чтение – 2020: трудности и победы в продвижении чтения». Его открыла член-корр. РАО, д-р пед. наук Ю.П. Мелентьева, которая раскрыла особенности энциклопедического подхода к изучению проблем чтения и рассказала об итогах работы над масштабным изданием «Чтение. Энциклопедический словарь» (в нем приняли участие многие члены РАЧ). В ходе круглого стола эксперты РАЧ и ведущие специалисты региональных отделений Ассоциации представили современные, зарекомендовавшие себя эффективными, особенно в трудный год пандемии, новые подходы к читательским практикам молодежи (д-р. филол. наук В.Я. Аскарова), методики поддержки чтения детей, молодежи и взрослых в столице (канд. пед. наук Н.Е. Кутейникова, вице-президент РАЧ И.Б. Тюгаева) и в регионах (канд. пед. наук Н.Ю. Проскурнина (Калуга), зам. директора гимназии № 10 С.В. Сурдуковская (Пермь), канд. пед. наук Гушул (Челябинск); новые инициативы общеобразовательных организаций проекта «Школа, где процветает грамотность» (Е.В. Селезнёва (Новороссийск) и Е.А. Попова (Московская обл.).

Академия читательского мастерства получила высокую оценку в отзывах ее участников. Приводим некоторые отзывы:

«Впервые говорили о квалиметрии и квалитологии чтения в теории, о квалиметрических процедурах и многом другом – абсолютно интересном и потрясающе захватывающем. Большая ценность таких встреч в том, что встречаются эксперты из разных областей, но предмет изучения у всех один – чтение и человек читающий, или наоборот, не читающий» (И.А. Мазаева).

«Как всегда, конференция Русской ассоциации чтения собрала специалистов разных профилей и очень разных направлений исследований и практики. И, как всегда, доклады коллег содержали много полезной и значимой информации. Отключаться от экрана не хотелось, хотя онлайн-формат позволял легко это делать. Все участники были искренне заинтересованы. Каждый доклад сопровождался точными и полезными комментариями Н.Н. Сметанниковой. Как всегда, Академия читательского мастерства не была формальным мероприятием. И, как всегда, после её завершения очень не хотелось расходиться» (Е.Л. Гончарова).

«Весенняя сессия Академии дала возможность не только услышать интереснейшие научные доклады в такой трудной области, как измерение чтения, но и узнать о новых читательских практиках в трудный год пандемии (во время которого, несмотря ни на что, мы стали читать больше), о бесценном практическом опыте членов РАЧ по продвижению чтения, о новых участниках проекта «Школа, где процветает грамотность». Работу руководителей и педагогических коллективов всех наших школ иначе как подвижничеством на ниве просвещения и чтения не назовешь» (Н.А. Борисенко).

 

В ходе подведения итогов состоявшегося Со-бытия ПОСТАНОВИЛИ:

1) предложить всем участникам Академии читательского мастерства по материалам докладов и выступлений подготовить статьи для сборника научных статей «Homo Legens – 13», главной темой которого станет исследование чтения в разных аспектах и роль книги в учебном процессе;

2) продолжить внедрение проекта РАЧ «Миллион страниц», предварительные результаты проекта отразить в очередном издании «Homo Legens – 13»;

3) начать подготовку к осенней сессии Академии читательского мастерства.