ПОСТРЕЛИЗ
о семинаре-практикуме «Академия читательского мастерства»
1-2 ноября 2024 года
1 ноября 2024 года во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы имени М.И. Рудомино открылся семинар-практикум «Академия читательского мастерства», организованный Русской ассоциацией чтения и Библиотекой иностранной литературы. Работа Академии началась с приветствий директора ВГИБЛ Павла Леонидовича Кузьмина и президента РАЧ доктора педагогических наук, профессора Натальи Николаевны Сметанниковой.
П.Л. Кузьмин в своем приветствии отметил значимость темы Академии – чтение на иностранных языках – в условиях ведущейся информационной войны против нашей страны, распространения фейков и контрпропаганды, когда каждому человеку очень важно читать и вникать в разные источники информации, обращаться к трудам мыслителей разных стран и эпох и формировать собственную точку зрения для принятия правильных решений в своей жизни.
Н.Н. Сметанникова обратила внимание на важность чтения как главного условия когнитивного развития, упомянула долгую и эффективную работу Русской ассоциации чтения по продвижению чтения и отметила работу региональных отделений, особенно регионального отделения Краснодарское (Новороссийск), ЧОУ СОШ «Личность», поздравив директора школы и руководителя отделения Елену Геннадьевну Сычёву с юбилеем.
В своём пленарном докладе «Зачем сегодня нужно домашнее чтение?» Н.Н. Сметанникова сразу заострила внимание аудитории на следующих принципиальных аспектах. Во-первых, в образовании существует необходимость сохранения баланса между устной и письменной речью. Во-вторых, при всем изобилии источников и носителей информации, бумажная книга остаётся основным источником когнитивного развития. В-третьих, в современных исторических реалиях присутствуют тенденции неоправданного сокращения внимания к английскому языку. Принимая во внимание всё вышесказанное, докладчик подчеркнула, что ответом на эти вызовы остаётся одно: «Читать!» Доклад содержал историю предмета «домашнее чтение» и упоминал чтение на иностранных языка в соотношении с лестницей образовательных результатов Б.С. Гершунского. Также были приведены данные о наиболее популярных среди молодёжи западных авторах и жанрах. И наконец, Наталья Николаевна чётко обозначила новые направления работы по продвижению домашнего чтения: использование арсенала медиаграмотности (стратегии пропагандистского общения), возможностей сравнений «книга и фильм», «фильм и спектакль», создание «пар книг», чёткие цели и задачи прочтения, сформулированные учителем, использование возможностей искусственного интеллекта.
Выступления специалистов ВГБИЛ предварялись сообщением заместителя генерального директора по библиотечной работе, кандидата педагогических наук Марии Владимировны Белоколенко о приоритетах комплектования фонда библиотеки и новом издании РАЧ – сборнике научных статей «Человек читающий–16», который посвящён памяти выдающегося учёного в области психологии речи, доктора психологических наук, профессора, академика РАО Ирины Алексеевны Зимней.
Эксперты по комплектованию библиотечного фонда Алла Анваровна Мавлитова, Ангелина Валерьевна Масленникова, Алексей Сергеевич Ясинский и сотрудники лингвострановедческих центров Анастасия Владимировна Агапова, Анжела Игоревна Архипцова и Надежда Игоревна Гребнева продолжили работу Академии серией презентаций «Имена и книги: что читать на иностранном языке (английский, испанский, немецкий, португальский, французский)». Слушатели семинара получили представление о новинках зарубежной литературы в Библиотеке иностранной литературы, многие из которых – обладатели самых разных международных премий.
Далее работа Академии продолжилась в двух секциях. Секция 1 была посвящена чтению на иностранных языках в школе и вузе. Аспект дополнительного/домашнего чтения в высшей школе был представлен в докладе кандидата педагогических наук, почётного работника образования РФ, преподавателя МГИМО МИД РФ Ирины Александровны Мазаевой, которая в своём выступлении сделала акцент на важности экстенсивного чтения на разных уровнях владения иностранным языком, и докладе старшего преподавателя кафедры английского языка № 6 ФУП МГИМО Елены Николаевны Овчинниковой, которая делилась опытом работы с данным аспектом проблемы на материале классических английских и американских коротких рассказов в Московском лингвистическом университете. Наталья Викторовна Гончарова рассказала о практике медленного чтения на английском языке в СУНЦ МГУ, когда прочитанный текст анализируется на нескольких уровнях: языковом, семантическом, структурном и культурном.
Секция 2 «Библиотечные проекты в поддержку детского чтения на иностранных языках» — собрала специалистов библиотек федеральных и региональных библиотек (Москва, Владимир, Мурманск, Рязань, Тверь, Ульяновск, Ярославль), имеющих фонд детской книги на иностранных языках, и педагогов, интересующихся программами чтения на иностранных языках для детей и подростков, которые разрабатывают специалисты библиотек страны. Рассказ Елены Владимировны Андреевой, главного библиотекаря отдела литературы на иностранных языках Областной научной библиотеки им. А.М. Горького (Тверь), о проекте «Живое слово» и сообщение заведующей отделом литературы на иностранных языках Ульяновской областной научной библиотеки им. В.И. Ленина Светланы Николаевны Дыриной о богатом фонде иностранной литературы и истории его формирования вызвали большой интерес у слушателей. Прозвучали выступления постоянных участников семинара из Владимирской областной библиотеки для детей и молодежи и Рязанской областной детской библиотеки, где каждый год появляются новые яркие и увлекательные проекты в поддержку детского чтения на иностранных языках. Яна Юрьевна Громова и Лариса Валентиновна Янчевская из Центра иностранной детской литературы Библиотеки им. Ярослава Мудрого (Ярославль) рассказали о необычной истории создания Центра и его работе на протяжении почти 30 лет. Не менее яркими докладами порадовали представители библиотек из Мурманска и Москвы.
Начало второй пленарной сессии было посвящено практике работы с домашним чтением школ. Учителя английского языка школы ЧОУ СОШ «Личность» (Новороссийск) Юлия Сергеевна Локоть и Марина Анатольевна Нестратова представили свои наработки в области работы с домашним чтением на английском языке, в том числе работу с парными текстами. Светлана Вячеславовна Ушакова, заместитель директора по содержанию образования и профессиональному развитию Школы «Летово Джуниор» рассказала об обширной работе с чтением на английском языке в рамках проекта «Школа, где процветает грамотность» (на основе опыта лингвистической гимназии № 1531). Многоаспектная работа с чтением является частью специально разработанной образовательной программы, учебный план содержит, помимо уроков английского языка с включённым домашним чтением, такие дисциплины, как «смысловое чтение» и «стратегии чтения и письма». Светлана Вячеславовна особо подчеркнула важность вовлечения всех участников образовательного процесса: всех учителей-предметников школы, администрации, школьников, родителей – в деятельность вокруг чтения для популяризации чтения в школе. Елена Анатольевна Попова, учитель английского языка, руководитель кафедры английского языка НОУ «Православная школа «Рождество» рассказала об опыте и вызовах работы с домашним чтением на английском языке в школе, в которой нет специальной лингвистической направленности. Акцент был сделан на использовании дополнительного чтения как мощного мотивационного и воспитательного инструмента. Наталья Геннадьевна Волкова, учитель, писатель, переводчик поделилась опытом создания детского театра на английском языке, театра, в котором дети принимают непосредственное участие в каждом этапе работы над спектаклем.
Сотрудники ВГИБЛ продолжили знакомить участников семинара с возможностями Библиотеки иностранной литературы в области чтения на иностранных языках. Руководитель Центра детской книги и детских программ Библиотеки иностранной литературы Мария Борисовна Пономаренко рассказала об онлайн-ресурсах и продемонстрировала путь заказа и чтения книги из личного кабинета читателя ВГИБЛ онлайн. Людмила Константиновна Науменко, главный библиограф Центра детской книги и детских программ ВГИБЛ, рассказала о работе с самыми маленькими читателями на английском языке при помощи книжек-картинок с проигрыванием сюжета каждой картинки. Тема была продолжена мастер-классом по книжкам-картинкам Яны Юрьевны Громовой из Центра иностранной детской литературы Библиотеки им. Ярослава Мудрого (Ярославль). Ольга Николаевна Мяэотс, главный библиограф Центра детской книги и детских программ ВГИБЛ, рассказала о возможностях «второго старта» для детей, изучающих иностранный язык в библиотеке, о способах увлечь иностранным языком детей, имеющих негативный опыт и трудности изучения языка.
В заключение первого дня Академии были подведены итоги работы и вручены сертификаты слушателей семинара-практикума Академии читательского мастерства. Заместитель генерального директора по библиотечной работе Библиотеки иностранной литературы Мария Владимировна Белоколенко завершила работу первого дня, сказав, что он прошёл очень организованно и плодотворно, и отметив, что очно присутствовали 72 человека, зарегистрировано подключение 64 онлайн участков, трансляцию семинара в прямом эфире смотрели 950 человек, в том числе учителя и библиотекари воссоединенных регионов РФ, включая школьных библиотекарей – участников проекта «Центры культуры книги и чтения» (Донецкая Народная Республика). Запись семинара доступна в аккаунте Центра детской книги и детских программ Библиотеки иностранной литературы в сети ВК (https://vk.com/detiinostranki).
Второй день семинара-практикума, 2 ноября 2024 г., проходил на площадке Центра межрелигиозного диалога Библиотеки иностранной литературы. Участники подводили итоги второго года проекта «Умное чтение» – совместного проекта издательства «Детская и юношеская книга» и Русской ассоциации чтения (научный руководитель – доктор педагогических наук Н.Н. Сметанникова). В семинаре приняли участие докладчики и слушатели из Москвы, Московской области, Верхней Пышмы, Екатеринбурга, Калуги, Кирова, Медыни, Уральца. Количество очных участников составило 36 человек. Онлайн подключений – 40, слушателей трансляции – 114.
Участников семинара приветствовал начальник отдела поддержки литературного процесса, книжных выставок и пропаганды чтения Департамента государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии Александра Николаевича Воропаева.
С пленарным докладом «Проект, который нужен» выступила президент РАЧ Наталья Николаевна Сметанникова. Были представлены теоретическая и методическая база исследования, освещены история вопроса, смысловое наполнение термина «умное чтение» и сам инновационный проект, направленный на повышение качества обучения на ступени основного и среднего общего образования. От издательства с докладом «Совершенствование профессиональных навыков учителя при помощи системы “Умное чтение”» выступила Ирина Геннадьевна Громовик, руководитель отдела по созданию и продвижению методических конструкций издательства «Детская и юношеская книга».
Далее с обстоятельным докладом об апробации проекта в Калуге и Калужской области выступила Наталья Юрьевна Проскурнина, кандидат педгогических наук, методист сектора предметных областей ГАОУ ДПО «Калужский государственный институт образования». Она сделала акцент на развитии и воспитании читателя-школьника посредством чтения патриотической литературы, в частности, таких книг, как «Юные герои Великой Отечественной войны» и «Девочка из города» Л. Воронковой.
С результатами апробации проекта «Умное чтение» в своем регионе выступили члены одного из самых активных отделений РАЧ – Уральского регионального. Руководитель отделения Татьяна Алексеевна Булавина (пос. Свободный Свердловской обл.) рассказала о ситуации с чтением старшеклассниками романа А. Фадеева «Молодая гвардия» (85 активных читателей), о сложностях знакомства с большим произведением в современных условиях. Эльвира Борисовна Фёдорова, заместитель директора, и Юлия Борисовна Ермакова, учитель русского языка и литературы (МАОУ «Средняя общеобразовательная школа 25 с углублённым изучением отдельных предметов», г. о. Верхняя Пышма), поделились опытом чтения повести В. Быкова «Обелиск». Их презентации сопровождались анализом не только достижений, но и трудностей апробации и видеороликами. Выступления вызвали бурное обсуждение и разбор проблем, сделанный Н.Н. Сметанниковой и И.Г. Громовик. Затем от Уральского регионального отделения выступили Светлана Александровна Гатилова (д/с «Гармония», пос. Уралец) и педагог-библиотекарь Любовь Валерьевна Смольникова (МАОУ Лицей № 130, г. Екатеринбург). Они отметили успешную апробацию книги «Девочка из города» в 5-7 классах, подчеркнули важность расширения географии проекта.
После перерыва участники семинара-практикума приняли активное участие ещё в трёх мероприятиях. Елена Олеговна Галицких, профессор Вятского государственного университета, заслуженный учитель РФ, на своём мастер-классе показала новые формы работы с произведением детской классики ХХ века – повестью А. Гайдара «Тимур и его команда». Интересными заданиями и умными вопросами ведущая организовала работу присутствующих, сделав их не пассивными слушателями, а субъектами чтения.
Далее с результатами апробации чтения повести «Только ветер навстречу» современного автора Ю. Варнаковой выступили члены регионального отделения РАЧ, педагоги МКОУ «Медынская СОШ» (г. Медынь Калужской обл.). Учитель химии Светлана Анатольевна Шаравина познакомила слушателей с организацией чтения произведения учащимися 5-7 классов, а учитель географии Рена Клавдиевна Прокшина рассказала о кадетских классах в школе и восприятии повести подростками. Презентация включала видеоролики и фрагмент кинофильма по мотивам произведения, созданного учениками Медынской школы.
Завершило эту часть семинара выступление словесника Светланы Владимировны Толкачёвой, посвящённое опыту работы учащихся 11 класса с антиутопией Е. Замятина «Мы» (АОНО «Гимназия имени Петра Великого», Москва).
В заключение семинара-практикума президент РАЧ Н.Н. Сметанникова подвела итоги проекта «Умное чтение», особенно отметив три момента: 1) апробация проходит успешно, демонстрирует значимость инновационного проекта в продвижении чтения классической и современной литературы, в гражданском и патриотическом воспитании, 2) проект далеко шагнул в регионы, существенно расширив свою географию, 3) в ходе апробации учителя не должны отходить от первоначальной концепции и методических пособий, подготовленных членами Русской ассоциация чтения в 2023-2024 гг.
Докладчики семинара-практикума «Академия читательского мастерства» получили в подарок и для использования в работе по патриотическому воспитанию молодого поколения книги серии «Полифония», издаваемой Библиотекой иностранной литературы, а участники – сертификаты.
Материалы Академии доступны по ссылкам: https://disk.yandex.ru/d/9JsOFZxjG_qVaA (презентации и фото), https://disk.yandex.ru/d/ItFjfHTevPii3w (фото).